Что происходит между Ираном и Пакистаном и будет ли война
Фото - © Скриншот / видео «SHOT»
В январе 2024 года внезапно произошло обострение отношений между соседями, Ираном и Пакистаном. Внезапно, потому что эти страны никогда не воевали друг с другом: главный противник Пакистана, Индия, располагается в противоположном от Ирана направлении, да и недруги бывшей Персии традиционно находятся западнее от нее, а не восточнее. Чем вызвана эскалация и возможно ли ее продолжение, читайте в материале РИАМО.
Что произошло между Ираном и Пакистаном: хроника событий
Фото - © Скриншот
Обострение отношений началось 16 января, когда Иран нанес удары беспилотниками и ракетами по целям на территории Пакистана, а именно по штабам группировки «Джейш аль-Зольм», которую иранские власти считают террористической. Эта акция стала ответом на убийство иранского полицейского, совершенное в ночь на 10 января в ходе нападения членов группировки на контрольно-пропускной пункт в районе города Раск на юго-востоке Ирана недалеко от границы с Пакистаном.
Действия Ирана вызвали резкую реакцию пакистанских властей. В МИД Пакистана назвали инцидент «неспровоцированным нарушением своего воздушного пространства со стороны Ирана» и сообщили, что в результате удара погибли двое и были ранены еще трое детей. Несмотря на заверения главы иранского МИД об уважении суверенитета Пакистана и о том, что удары были нацелены на иранских террористов, находящихся на территории соседней страны, Пакистан отозвал из Ирана своего посла и рекомендовал иранскому послу не возвращаться в Пакистан.
На следующий день пакистанская армия нанесла удар по территории Ирана, в результате которого погибли три женщины и четверо детей (при этом, по сообщению иранских СМИ, погибшие не были гражданами Ирана). Свои действия Пакистан также объяснил атакой на террористов, добавив, что уважает суверенитет и территориальную целостность Ирана.
На этом конфликт, по всей видимости, был исчерпан (хотя Иран и назвал удары Пакистана «непропорциональными и неприемлемыми»). 22 января МИД обеих стран выпустили совместное заявление, в котором сообщили, что 26 января послы Ирана и Пакистана вернутся к исполнению своих обязанностей в Исламабаде и Тегеране соответственно.
Обострение между Ираном и Пакистаном: реально или имитация гнева
Фото - © Shadman Samee/Wikipedia.org
Сама по себе зеркальность действий иранских и пакистанских властей (одинаковые удары по приграничным территориям, идентичные осуждения и в то же время идентичные заявления о дружбе и уважении) производит впечатление заранее спланированного спектакля. Об этом написал и политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
«Удар Ирана по белуджам в Пакистане был согласован с властями Пакистана. Но после удара возмутилась и часть общественного мнения в Пакистане. И возмутились и американцы. Возмутились и арабы. Тогда Пакистан сделал вид, что он разгневан ударом Ирана по своей территории. И ударил в ответ. Тоже по белуджам. Причем по белуджам именно беженцам из Пакистана», – рассказал эксперт.
По словам Маркова, когда многие страны стали предлагать свои услуги как посредников, власти Пакистана поняли, что «перебрали с имитацией гнева», и заявили, что «с Ираном у Пакистана мир и дружба».
«Инцидент в общем закончен. Но белуджей они будут вместе бить», – резюмировал политолог.
Что такое Белуджистан и какова ситуация на границе Ирана и Пакистана
Фото - © Aysafaran/Wikipedia.org
Белуджи, о которых написал Марков, – это иранский кочевой народ, населяющий местность под названием Белуджистан. Подобно более известному Курдистану, Белуджистан разделен между тремя государствами: Пакистаном (провинция Белуджистан), Ираном (провинция Систан и Белуджистан) и Афганистаном (юг провинций Нимроз, Гильменд и Кандагар).
Большинство белуджей (около 7 миллионов человек) живут в Пакистане, и именно здесь находится оплот их национального сепаратизма. С момента образования независимого Пакистана в 1946 году насчитывается аж пять конфликтов центрального правительства с повстанцами-белуджами: в 1948, 1958-59, 1963-69, 1973-78 годах, а также с 2004 года по настоящее время (то есть 20 последних лет).
В Иране живут 2 миллиона белуджей, но и там с 2004 года продолжается их конфликт с властями (несмотря на то, что белуджи говорят на одном из иранских языков, они исповедуют ислам суннитского толка, что только обостряет из взаимоотношения с основным населением Ирана – персами-шиитами). По большому счету, восстание в Белуджистане против правительств Ирана и Пакистана – это один общий конфликт, лишь формально разделенный границей между государствами.
Разумеется, в этой ситуации властям Ирана и Пакистана выгодно помогать друг другу, что они и делают. При этом такая кооперация часто маскируется, потому что политически страны принадлежат к разным лагерям: Иран со времен исламской революции 1979 года и захвата американского посольства в Тегеране находится в жесткой конфронтации с США, в то время как в Пакистане позиции американцев традиционно сильны. В частности, премьер-министр Пакистана с 2018 по 2022 годы Имран Хан, несколько сдвинувший вектор внешней политики с США на Китай и Россию, был отстранен от должности и арестован, что вызвало в стране серьезный политический кризис, продолжающийся по сей день.
Примером скрытой кооперации между Пакистаном и Ираном в белуджистанском вопросе является задержание в 2010 году Абдулмалика Риги, лидера сепаратистской организации иранских белуджей «Джундалла». Согласно официальной версии Ирана, его сняли с рейса Дубай-Бишкек на иранской территории, в то время как по другой информации, озвученной влиятельными американскими и арабскими СМИ, он был задержан в Пакистане местными властями при поддержке США, после чего выдан иранцам. Через четыре месяца после ареста Риги осудили в Тегеране и повесили.
Будет ли война между Пакистаном и Ираном
Фото - © Стрингер/РИА Новости
Как уже было сказано выше, для настоящей войны между Ираном и Пакистаном нет никаких причин: у этих стран есть другие серьезные противники, требующие изрядного напряжения сил, а также общие интересы в Белуджистане. Более того, вся 80-летняя история взаимоотношений двух государств не только не содержит в себе ни одного военного конфликта, но, напротив, представляет собой пример почти образцового добрососедства. Так, практически одновременно с приграничной эскалацией иранские и пакистанские ВМС провели совместные учения в Ормузском проливе и Персидском заливе. А согласно результатам опроса американского исследовательского центра Pew, опубликованным в 2015 году, Пакистан с большим отрывом лидирует в группе из 40 стран мира по положительному отношению своего населения к Ирану. Если такое возможно между суннитским и шиитским государствами, то, кажется, найти повод для ссоры им будет крайне непросто.